Агентство страхового консалтинга

Статистика
Архив записей

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Дмитрия Зотова

Страхование рисков при транспортировке
Страхование рисков при транспортировке 

В процессе своей деятельности логисты призваны решать вопросы безопасной доставки грузов из точки А в точки Б. При страховании ответственности логисты должны позаботиться прежде всего о полноте страхового покрытия как в процессе перевозки, так и во время перевалки, промежуточного хранения, погрузочно-разгрузочных работ доверенных им грузов. Требования к перевозчикам в части сохранности и ответственности по возмещению затрат владельцам грузов регламентируются международными конвенциями, ратифицированными Украиной (в частности, Конвенцией о договоре международной дорожной перевозке грузов от 19.05.56 г. (КДПГ-CMR), Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП от 14.11.75 г. (Конвенция МДП 1975 г.)). Максимальный размер ответственности перевозчиков регламентирован данными документами.
Отдельно регламентирована ответственность при перевозке опасных грузов. Нормативное регулирование данного вопроса осуществляется Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом, от 10.10.89 г. (КГПОГ), Европейским Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), Законом Украины «О перевозке опасных грузов». Данный вид страхования относится к обязательному, а для его осуществления требуется соответствующая лицензия. Требования к страховому покрытию перевозки опасных грузов установлены постановлением КМУ от 01.06.2002 г. № 733. 
Соответственно, к задачам профессиональных экспедиторов относится проверка наличия валидных страховых полисов, покрывающих полную стоимость грузов, а также возможных дополнительных расходов, как то расходы по спасению, пересылке по правильному адресу в случае ошибок, а также рисков утерянной прибыли, штрафных санкций покупателей и так далее.
Зачастую, одни и те же риски страхуются несколько раз: сначала как ответственность перевозчика, затем как груз. При наступлении страхового случая страховая компания, выплатившая возмещение по страховке за груз, получает право регрессных требований к автоперевозчику либо к страховой компании, застраховавшей ответственность последнего. Сами по себе экспедиторы несут минимальную ответственность и отвечают за собственные ошибки при формировании логистической схемы, обработке груза, таможенном оформлении, ненадлежащем подборе транспортных средств, оформлении документации, повлекшей утраты груза либо дополнительны непредусмотренные затраты заказчика перевозки. Кроме того, экспедиторы могут брать на себя полную ответственность за сохранность груза, заключая договоры страхования от собственного имени, например в случае внутренних перевозок. Страхование профессиональной ответственности экспедиторов подпадает в Украине под действие лицензии добровольного страхования ответственности перед третьими лицами. Принципиальным его отличием от страхования ответственности грузоперевозчика является базис установления страховых сумм, который де-факто регламентируется только конкретными договорами транспортного экспедирования, содержащими оговорку о размерах ответственности экспедитора и требованиях наличия соответствующих страховых покрытий.
Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» в действующей редакции не устанавливает жестких требований к размеру страхового покрытия, а также к рискам, которые должны страховаться. Это означает, что только заказчик перевозки может установить свои требования к страхованию либо ограничиться договором экспедирования со штрафными санкциями. Международные экспедиторы, действующие в Украине, обычно используют годичные страховки, покрывающие все случаи утери груза, произошедшие как по их вине, так и по вине перевозчиков. Стоимость страховки зависит от опыта работы экспедитора на этом рынке, объемов перевозок, количества и качества контрагентов, видов грузов, применяемых франшиз и ряда других параметров. Для заказчиков перевозок наибольшим риском является непрофессионализм экспедитора, а то и вовсе исчезновение экспедитора вместе с грузом. К типичным транспортным рискам относят ответственность за груз (утеря, порча), ответственность за его своевременную доставку, необходимость компенсации дополнительных затрат (затраты по предупреждению и уменьшению размера ущерба, затраты по расследованию обстоятельств наступления страхового случая), а также ответственность перед третьими лицами в связи с ущербом, который может причинить груз.
Наиболее распространенными страховыми случаями на практике являются порча груза и его кража. Естественно, для разных видов транспорта и типов грузов вероятность разная. Страховщики, оформляя единичные отправки, априори выставляют больший страховой тариф, нежели когда экспедитор или перевозчик оплачивают весь годовой тариф сразу. Также нужно быть готовым к тому, что страховая компания может выставлять различные франшизы для разных типов грузов и условий перевозки. Для некоторых типов грузов обязательными условиями приема на страхование могут явиться особые требования к перевозчикам, вплоть до обязательного сопровождения груза вооруженными охранниками. Как правило, клиенты обращаются за юридической помощью на этапе наступления страхового случая для получения страховой выплаты. Обобщенные практические рекомендации следующие: 
• Тщательно анализировать нормы договора страхования и точно выполнять его требования, особенно в вопросах своевременности уведомления о страховом событии, организации осмотра поврежденного груза или места кражи и так далее. 
• Не пытаться искать «особых» контактов с аварийными комиссарами и специалистами по выплатам. Это связано с тем, что такие посредники, прежде всего, заинтересованы в удовлетворении интересов страховой компании, а выплаты будут дисконтированы не только страховой компанией, но и в связи с расходами на услуги посредника. 
• Будьте готовы предоставить все документы на груз, а также договор перевозки, хранения, перевалки. Также страховщики могут потребовать сбора справок компетентных органов. В этом вопросе обязательно необходимо уточнять у аварийного комиссара полный сценарий действий, даже если договор страхования содержит детальное описание. 
• Не соглашаться на первую предложенную сумму компенсации. Вместо этого целесообразнее провести собственную оценку всех затрат. Логично желание страховщиков стремиться сэкономить на страховых выплатах, но страховка чаще всего предусматривает полную компенсацию ущерба. 

ВЫВОД: К сожалению, из всех страховых компаний, зарегистрированных в Украине и имеющих соответствующие лицензии, не более десятка могут похвастаться готовыми страховыми продуктами для экспедиторов, и еще меньше имеют достаточный опыт урегулирования транспортных рисков. Рынок страхования в этом сегменте имеет достаточный потенциал роста, равно как и сам рынок транспортного экспедирования, стоящий на этапе укрупнения и выхода из тени.


Источник: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/EA005611.html
Категория: Статьи Дмитрия Зотова | Добавил: president (19.09.2013)
Просмотров: 915 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0